История группы MAN насчитывает более 250 лет. В этом году компания отмечает еще один значимый юбилей: история производства коммерческих автомобилей MAN началась 100 лет назад.
Готовность к будущему
21 июня 1915 г. в реестр предприятий Нюрнберга была внесена новая компания Lastwagenwerke M.A.N.-Saurer, учреждённая как совместное предприятие Maschinenfabrik Augsburg-Nurnberg AG и швейцарского производителя коммерческого автотранспорта Saurer. Первый 3-тонный грузовик MAN-Saurer вскоре выехал за ворота совместного производства в городе Линдау на берегу Боденского озера. А вскоре появились и первые автобусы, которые использовались на междугородних рейсах Имперской почтовой службы, и кроме писем и посылок перевозили также пассажиров.

Так начиналась история коммерческого автотранспорта в MAN, предвосхитившая успех не только самой компании. MAN существенно повлиял на развитие технологий производства грузовиков и автобусов, в течение 100 лет предлагая новейшие и часто революционные инженерные решения. Компания MAN продолжает оказывать существенное влияние на развитие коммерческого автомобилестроения и сегодня.
Годы становления
В 1916 г. производство было перенесено на завод MAN в Нюрнберге. После выхода Saurer из бизнеса в 1918 г. компания представляла свою продукцию под маркой M.A.N Lastwagenwerke. В 1924 г. компания MAN представила первый грузовик с дизельным двигателем прямого впрыска, предопределивший триумфальный успех дизельных двигателей для грузовых автомобилей. По сравнению с распространёнными в то время бензиновыми двигателями экономия эксплуатационных расходов достигала 75%. Уже тогда экономичность и эффективность были важными задачами для инженеров MAN, и до сих пор разработки этих направлений не теряют актуальности. В том же году с завода MAN вышел первый низкопольный автобус на специальном низкорамном шасси. Предыдущие модели автобусов MAN, выпускавшиеся с 1915 г., выпускались на шасси грузовиков.
В 1928 г. компания MAN представила свой первый трёхосный грузовик, ставший родоначальником всех последующих моделей тяжёлых грузовиков MAN. В 1932 г. грузовик S1H6, оснащённый двигателем D4086 мощностью 140 л.с., был признан самым мощным в мире грузовиком с дизельным мотором. Очередная веха в области технических достижений поставлена в 1937 г. разработан исключительно экономичный дизельный двигатель с прямым впрыском, а также появляется полный привод.
Грузовики MAN работают на благо реконструкции
Грузовые автомобили оказались востребованы в ходе восстановительных работ после Второй мировой войны. В 1950-х гг. автомобиль MAN F8 с 8-цилиндровым V-образным двигателем мощностью 180 л.с. стал флагманом экономического роста во вновь образованной Федеративной Республике Германия. Уже тогда, в 1951 г., компания MAN показала высокий уровень инноваций. Был представлен первый произведенный в Германии двигатель для грузовиков с турбонаддувом за счёт энергии выхлопных газов. Шестицилиндровый двигатель развивал мощность 175 л.с. при рабочем объёме 8,72 л, обеспечивая заметное повышение мощности на 35%. В 1955 г. производство грузовиков и автобусов MAN было перенесено на новый завод в Мюнхене. Предприятие в Нюрнберге продолжило работать в качестве экспертного центра по производству двигателей.
Одновременно был продемонстрирован инновационный потенциал MAN в создании автобусов. В 1961 г. компания вывела на рынок модель 750 HO первый автобус модульной конструкции. Стандартизованное шасси комплектовалось различными вариантами кузовов для городских, междугородних и туристических автобусов.
Лев Bssing переместился на эмблему MAN
В 1971 г. в собственность MAN перешла компания Bssing Automobilwerke и её производство в Зальцгиттере. Полезным приобретением для MAN стало специализированное решение Bssing для размещения двигателя под полом кузова. Ещё один плюс логотип Bssing брауншвейгский лев, который с тех пор украшает решётку радиатора всех коммерческих автомобилей MAN. В конце 1970-х гг. началось сотрудничество между MAN и VW в сегменте лёгких грузовиков. 6- и 8-тонные грузовики серии G производились совместно до 1993 г. Сегодня MAN является частью концерна VW.
Однако самыми впечатляющими образцами техники MAN всегда были капотные автомобили для строительных работ и тяжёлые бескапотные грузовики для дальних перевозок, например, тип 19.280, который был первым грузовым автомобилем MAN, удостоенным звания Грузовик года в 1978 г. Это стало началом широкого признания. Отметим также модель MAN F90, выпущенную в 1986 г. и год спустя также ставшую Грузовиком года. Просторная кабина F90 вызвала сильный резонанс. Эргономика и комфорт для водителя всегда были важными требованиями для конструкторов MAN. В 1990-е гг. самой успешной моделью грузовиков стала F2000 тяжёлая серия, которая с 1994 г. оснащалась стандартными двигателями с электронным управлением впрыском.
Заслуживают упоминания и достижения MAN в создании автобусов. В 1992 г. был представлен MAN Lions Star туристический автобус, от которого ведут родословную все последующие поколения автобусов MAN. Двухэтажная модель для дальних рейсов имела рекордно малый коэффициент лобового сопротивления 0,41, так превосходная аэродинамика помогала экономить топливо.
MAN в новом тысячелетии
Рубеж тысячелетий был отмечен очередными инновациями MAN. Новинка 2000 г., названная Trucknology Generation Type A или сокращённо TGA, установила новые стандарты комфорта и эргономики, а также представила ряд новых технологий, таких как MAN TipMatic или MAN Comfort-Shift для оптимального переключения передач. Компания MAN упрочила свои позиции в сегменте премиальных туристических автобусов, приобретя марку автобусов NEOPLAN в 2001 г.
Появление двигателей D20 с системой Common Rail в 2004 г. стало важной вехой в развитии технологии двигателей. MAN стал первым производителем коммерческого автотранспорта, который перевёл все двигатели на экономичный и экологически безопасный метод впрыска с электронным управлением. Модернизация также затронула лёгкий и средний классы грузовиков MAN: в 2005 г. появились серии TGL и TGM. Обеспечить соответствие действовавшему в то время экологическому стандарту Евро-4 удалось за счёт сочетания рециркуляции выхлопных газов и сажевого фильтра, обойдясь без реагентов типа AdBlue. Два года спустя были представлены две модели, пришедшие на смену TGA в тяжёлом классе. Серия TGX предназначалась для дальних перевозок, а серия TGS нашла применение там, где важно высокое тяговое усилие и готовность к интенсивным развозным перевозкам. Титул Грузовик года достался MAN в седьмой раз, причём этого звания были удостоены обе модели рекордный случай для одного класса автомобилей.
В 2010 г. начато серийное производство городских автобусов MAN с гибридным приводом Lions City Hybrid. Lions City Hybrid экономит до 30% топлива благодаря ультрасовременному гибридному приводу. Эта модель произвела фурор и удостоилась в 2011 году премии koGlobe, а также премии Green Bus Award в 2012 году за свою энергоэффективную и ресурсосберегающую концепцию.
В будущее с MAN
Одним из приоритетов MAN Truck Bus всегда была разработка ресурсосберегающей и экологически безопасной техники. Новейший экологический стандарт Евро-6 стал очередным испытанием, с которым компания MAN блестяще справилась в 2012 г., представив последнее поколение машин TG. Они отвечают самым строгим требованиям при максимальной топливной эффективности. Осенью 2014 г. компания MAN представила новейшее поколение двигателей D38 в настоящее время это вершина 100-летнего опыта разработки двигателей для коммерческих автомобилей. Экономичные дизельные двигатели стандарта Евро-6 развивают мощность до 640 л.с., используя двухступенчатый турбонаддув.
Сегодняшние конструкторские разработки развиваются с учетом требований устойчивого развития в рамках корпоративных инициатив по предотвращению изменения климата, общих политических тенденций и ограниченной доступности топливных ресурсов. По этой причине MAN исследует возможности дальнейшего развития сразу нескольких альтернативных концепций привода. Гибридным приводам для коммерческого автотранспорта отводится место в перспективной концепции приводных систем для любых применений. Дизель-электрический гибридный привод уже стал элементом стандартной комплектации городских автобусов. На выставке IAA 2014 компания MAN представила TGX Hybrid концептуальный автомобиль с гибридным приводом, который позволяет оптимизировать совокупную стоимостью владения и может использоваться для дальних перевозок. Новое детище конструкторов MAN экспериментальная модель Metropolis. Это тяжёлый грузовик с полностью электрическим приводом и системой увеличения запаса хода для движения по городу. Сейчас он проходит испытания.
Уже сегодня доступны альтернативные двигатели на компримированном природном газе (КПГ) и биогазе. Двигатели, работающие на КПГ, могут также работать на биогазе, практически не производя выбросов CO2. Примером является работающий на природном газе сочленённый автобус Lions City GL CNG, удостоенный звания Автобус года 2015. В 2016 г. существующая серия городских автобусов на природном газе дополнится грузовыми автомобилями, работающими на КПГ.
Департамент перспективных исследований анализирует глобальные макротенденции и определяет направления разработки будущих поколений автомобилей. Конструкторы MAN уже сейчас работают над машинами, которые смогут выполнять часть работ без водителя, например, обеспечивать безопасность на строящихся участках автодорог. MAN Truck Bus предполагает использовать эти разработки и полностью новые идеи для обеспечения устойчивого развития ультрасовременного коммерческого автотранспорта в будущем.
Дополнительная информация: 250 лет истории MAN
В 2015 г. компания MAN отмечает столетие своих разработок в области коммерческого автотранспорта. Вместе с тем, история сегодняшней Группы MAN насчитывает более 250 лет. Возникновение компании связано с тремя историческими событиями: основанием металлургического завода Святого Антония в Оберхаузене в 1758 г., основанием машиностроительного предприятия Sandersche Maschinenfabrik в 1840 г. и основанием компании Eisengieerei und Maschinenfabrik Klett Comp в Нюрнберге в 1841 г. В 1878 г. завод Святого Антония объединился с другими металлургическими заводами в регионе Рур в компанию Gutehoffnungshtte (GHH), в то время как две компании-предшественницы с юга Германии в 1898 г. объединились в Maschinenfabrik Augsburg-Nrnberg AG. Так появилось название MAN. Именно на этом заводе в Аугсбурге Рудольф Дизель с 1893 по 1897 гг. сконструировал первый дизельный двигатель, ставший прообразом последующих поколений двигателей коммерческих автомобилей MAN. В 1921 г. в результате слияния MAN и GHH возникла современная компания, которая в 2011 г. стала частью Группы Volkswagen.
Значимые исторические события
1897: Рудольф Дизель разработал первый дизельный двигатель совместно с инженерами MAN.
1915: В сотрудничестве с фирмой Saurer MAN создает первые грузовики и автобусы в Линдау. Год спустя, производство переносится на завод MAN в Нюрнберге.
1924: MAN разрабатывает и представляет первый автомобильный дизельный двигатель с системой прямого впрыска. Это начало истории успеха дизельных двигателей для грузовых автомобилей, которая продолжается и сегодня.
1924: MAN представил первый автобус с низкорамным шасси.
1932: Грузовик MAN S1H6 с дизельным двигателем мощностью 140 л.с. отмечен как самый мощный грузовик в мире. Годом позже MAN выводит на рынок грузовик с двигателем мощностью 150 л.с.
1937: Разработка и внедрение значительно более экономичного двигателя. MAN представляет полный привод для грузовиков. Позднее это предложение стало ключевым конкурентным преимуществом для сельскохозяйственных машин.
1951: Флагманом экономического развития становится грузовик MAN F8, оснащенный двигателем V8 мощностью 180 л.с.
1951: Первый немецкий дизельный грузовик, оснащенный двигателем с турбонаддувом. Производительность этого двигателя на 35 процентов выше, чем у обычного двигателя для грузовика: шестицилиндровый двигатель MAN 1546 GT мощностью 175 л.с. вместо 130 л.с.
1955: Производство грузовиков, автобусов и тракторов переносится из Нюрнберга на новый завод в Мюнхене. Первым грузовиком, сошедшим с производственной линии, стал MAN 515 L1. Производство двигателей осталось в Нюрнберге.
1961: MAN представил на рынке первый автобус 750 HO с модульным шасси для городских, междугородних и туристических автобусов.
1971: MAN приобрел автомобильные заводы AF и Bssing. Символ Bssing, лев, был включен в логотип MAN.
1977: Сотрудничество с Volkswagen Commercial Vehicles начинается с разработки автомобиля в легком классе полной массой 6-10 тонн. В 1979 началось производство так называемой совместной серии VW-MAN.
1978: MAN впервые отмечен как Грузовик года (Truck of the Year) за модель 19.280.
1986: MAN вывел на рынок серию F90 с полностью новой кабиной.
1992: На рынок выходит туристический автобус MAN Lions Star, который удостоился звания Туристический автобус года (Coach of the Year).
1994: MAN F2000 успешная модель в 90-ых годах.
2000: Презентация поколения Trucknology Generation TGA точка отсчета для широкомасштабного продвижения продукции на рынке.
2001: MAN приобрел бренды NEOPLAN, ERF и Star.
2004: Внедрение двигателей серии D20 с Common Rail и полностью новой технологией впрыска с электронным управлением.
2005: Адаптация и усовершенствование поколения MAN Trucknology Generation: запуск серий TGL и TGM в легкой и средней весовой категории от 7,5 до 26 тонн.
2007: Переход тяжелой серии от MAN TGA к MAN TGS и TGX. Журналисты выбрали новые автомобили в качестве победителей конкурса Грузовик года 2008 (Truck of the Year 2008).
2010: Старт серийного производства гибридного городского автобуса MAN.
2011: Возрождение легенды: двухэтажный автобус NEOPLAN Skyliner.
2012: Новый автобус NEOPLAN для междугородних перевозок: запуск модели Jetliner.
2012: Премьера новых MAN TG: серий TGL, TGM, TGS и TGX стандарта Евро 6.
2014: Флагман: новый двигатель D38 стандарта Евро 6 мощностью 520 640 л.с. для серии MAN TGX.
2015: Сочлененный автобус на природном газе Lions City GL CNG удостоен звания Автобус года (Bus of the Year).
Награды
- 8 раз: Design Award
- 7 раз: Грузовик года
- 5 раз: Туристический автобус года
- 4 раза: Автобус года